Platan, http://livejournal.com/users/platan
Не знаю, как вы, а я послушала новый альбом Бучч "Факел"
Вообще, Бучч в России больше, чем Бучч.
Для меня Бучч - это социальный эксперимент. Она демонстрирует некую гуманитарную норму «это вы можете».
На её месте могла быть я, например, или любой другой нормальный человек. Человек со способностями, с потенциалом, с открытостью к возможностям, с талантами и нужной долей наглости. В общем, Бучч – это русский предприниматель новой волны.
Жил себе человек нормальной профессии, никого не трогал, но умел быть в нужное время в правильном месте. Ему предложили предложение – давай, дескать, запишем альбом. Ты петь умеешь? Умею. А любишь? Очень. А стихи можешь? Легко! Ну, так по рукам? Конечно!
Человек ввязывается в дело, как Одиссей в своё путешествие, и претерпевает всё что отсюда вытекает. Расстаётся с первым составом, набирает новый, пишет альбом и начинает выделывать всё, что приходится выделывать. Коли уж ввязался в драку.
Личное.
Бучч – моё альтер эго, как и для многих взрослых женщин в этой стране. Так что о ней – много текста.
Как она это делает.
Если из Земфиры может получиться большой композитор, то из Бучч – большой поэт. Она мыслит метафорами, как другие – понятиями. Её метафоры похожи на куски цельного вещества или на куски хлеба. Чего стоит строка из двух слов
- вдребезги нервы
Её рифмы – внутренние, они не читаются, а угадываются из парадоксальных созвучий в теле слов. Для неё все слова – родственники, надо только вслушаться, чтобы стали очевидны их повседневные переклички. Вот, например, один её повседневных шедевров:
- И глядя на труп кумира,
Мы выкурим трубку мира.
Петь как пить.
Бучч ещё не умеет любить себя, и потому не умеет наслаждаться своим голосом, пением как таковым. Пение, в отличие от письма, процесс физиологический, телесный, он требует организмической тотальности. Благодать ещё недоступна ей, поэтому в песнях проявлена лишь малая часть её музыкальности. Интонирование в основном бедное, эскизное (исключение – «Пальчикова» и «Не бойся»); в основном она поёт, чтобы сказать.
Саунд.
Что-то похожее происходит с саундом. Как я ни крутила все доступные винтики и рукоятки на моём аппарате, я не смогла добиться звучания, которое бы меня удовлетворило. Ни одна песня не отжата до конца, не сделана как собственно коммерческий, вкусный, продукт, на который можно подсесть. Хотя материал вполне ресурсный.
Может, в этом есть закономерность: пока сам хозяин голоса не научится его любить, нарциссировать на него, не найдется и звукооператора, который бы изобрёл для певца влюблённый в его голос микрофон.
Фигура Бучч.
Бучч фигура трагическая, в смысле масштабная, а не мелодраматическая. Она борется. Как всякий аутентичный герой, она претерпевает борьбу света и тьмы в самой себе. И борьба эта местами по-настоящему страшна.
Если Земфира поёт о депрессии, то Бучч – о зверином страдании. Земфира может сделать это эстетично, Бучч – только честно. Когда слушаешь «Кривое сердце», «Катись», понимаешь, что это не искусство.
- будет в груди шило
ну месяцев пять от силы
- так куда же мне от вас деться,
осколки кривого сердца
Метафоры упрощённые, детские, и оттого ещё более страшные. И это битое стекло в сердце ощущаешь натурально.
Борьба с тьмой:
-не хочу теперь всего бояться
не хочу, чтобы толкали драться
- если я от ярости ослепну,
потеряюсь, не увижу света,
кто же оставит
ладони на скалах?
- на этом уровне враги убиты,
не осталось степеней защиты,
но моё сердце
пока ещё бьётся. («Зайцы»)
Средоточие душевного мрака.
Это песня «Кривое сердце». В первом альбоме ей соответствует «Чувства на волю». Это песни-отказы от любви, от способности чувствовать, от жизни в конечном итоге. Чувствовать бывает больно, поэтому лирический герой предпочитает омертветь. Однако в этом аутизме наметился прогресс. В «Чувствах на волю» идёт такой текст
-настанет зима, и я замру,
однажды в окна глядя на неё
до меня достучаться не хватит рук
останется только кричать заклинанье моё
В «Кривом сердце», не смотря на весь мрак, выраженный в музыке и интонации, рефреном идёт
-я не уйду, я буду рядом
Однако бучч-аутические описания одиночества по-прежнему поражают своей изощрённостью:
-я молчу, что второй – лишний
В этих песнях есть параллелизм в изощрениях (по Фрейду, прости господи, это называется перверсия): песня «Чувства на волю» на самом деле о наступлении бесчувственности, а в «Кривом сердце» рефреном идёт «я не уйду, я буду рядом», но рифмующаяся строка говорит «уже полгода мне это не надо».
Лир. герой.
Впечатление такое, что Бучч сама испугана силой своих чувств и требовательностью своего потенциала. Будто человек понимает, что игра его жизни слишком серьёзна, и в ней задействованы энергии, мощь которых слишком велика. Этому лирическому герою не удастся отойти влёгкую, хотя временами и хочется. Как говорится, все мы человеки.
Поэтому когда она поёт «просто красивые» песни, как «Не дали» или «Небо над Москвой», это воспринимается как отдых, временная передышка и успокоение для простых смертных: «Всё хорошо, люди, посмотрите, как прекрасен мир». Их она поёт как детские игрушки, почти лениво. И это похоже на утешение, идущее откуда-то сверху, от патриарха, особенно «Небо над Москвой».
Поэтому, опять же, этот герой пытается сбежать от себя. Он больше самого себя, но хочет быть средним человеком. Один из лейтмотивов в творчестве Бучч – игра в прятки. Это игра с собой, но герой думает, что с другими:
-никто и ни за что не догадается
что песня посвящается тебе («Только ты»)
Героическая мужская тема.
Эта тема в ракурсе «игра бицепсами» претерпела позитивный тренд со времён первого альбома и хита «Встану».
Борьба с внешними обстоятельствами перешла в конструктив. Больше нет обиженной жертвы, а есть человек, который говорит что-то вроде «узнаю тебя, жизнь, принимаю».
Сюда попадают песни «Икары», «Не бойся», «Бег с барьерами», «Зайцы». Главное, в них нет обвинения миру. Шедевры здесь - «Икары» и «Не бойся».
-и не сложишь дней
из таких минут
номер на спине –
так тебя зовут.
важно то, зачем
и неважно, как
важно что вообще
нету потолка («Бег с/б»)
-а утро всё равно нагрянет
братья, разбирайте стены
я люблю вас, перемены
жить на грани («Икары»)
Лирика. Женская тема.
Это самая неожиданная и самая богатая на открытия ипостась Бучч. Вдруг оказалось, что у Бучч есть удивительно мудрое, внимательное, любящее и божественно-юморное видение «простой» человеческой жизни.
- и соседские дети
расцветают за лето
молодцы
их отцы («Икары»)
- она всегда после этого плачет
а он всегда после этого курит
и нет между ними ни капельки фальши
а только парад обнажённой натуры («Яблоки»)
- я хочу родную сестру
папа, я хочу близнеца
чтоб её любить без конца
мне так нужен друг («Близнецы»)
- не давай мне особо
ни власти, ни силы
я прошу только чтобы
это длилось и длилось («Счастье»)
- она ревёт уже два часа
друзья напиваются сидя на кухне…
- чайник старьё, накипь со дна
это двадцать седьмая съёмная хата
- нескладный такой день рождения,
и некуда розу поставить…
- а внутри у неё клокочет музыка,
и готова вырваться наружу… («Пальчикова»)
«Пальчикова» как лирическая вершина альбома по художественному уровню и творческой свободе сравнима только с «театром песни» Камбуровой.
Любовная тема.
Здесь произошла самая глубокая бучч-революция.
От любви как проклятия Бучч сместилась к любви как партнёрству (да простит меня музыкальная общественность за мою чудовищную терминологию). Если сравнить самые сильные песни о любви с первого альбома («Мышеловка») и со второго («Не бойся»), то разница разительная (опять пардон).
– не клади мне сыр в мышеловку
я и так прибегу на запах клетки
...красота страшной силы тихо вводит в гипноз
в ней огонь неугасимый и постель из белых роз
убежать не успею, нет желанья бежать
так любовью кто-то мудрый нас решил наказать («Мышеловка»)
- Это счастье - невыносимое,
от тебя земля воронками
ты целуешь хиросимами, шторм на берегу
ты во мне стучишься венами, барабанными перепонками
ты моё сердцебиение, но я сбегу
за тобой
этот бой мы назовём судьбой
этот бой мы назовём любовь
мы вместе
не бойся
город путает переулками
под ногами рвётся бомбами
ты уйдёшь шагами гулкими
оставляя грусть
не догнать тебя молитвами, переходами, катакомбами
это станет последней битвою,
но я вернусь
за тобой
…не вернуть меня проклятием, предсказанием, наказанием
знаешь ли, мы оба спятили,
но я прорвусь
с тобой («Не бойся»)
Здесь выражен какой-то новый и глубокий смысл, который я даже не готова исчерпывающе сформулировать. То есть я его чувствую, но сказать не могу. Может кто подскажет?..
Мелодизмы.
Между первым и вторым у Бучч был альбом романсов. И в новом альбоме есть прямой осадок её романсового опыта в мелодиях нескольких песен: «Яблоки», «Пальчикова», "Счастье". А также несколько вокализов «впитали» в себя романсовый тренинг.
Альма матер.
У каждого есть своя земля обетованная, опираясь на которую человек становится самим собой и расцветает, потому что в этом месте бьёт энергия, соответствующая его индивидуальности.
Здесь это явно «Пальчикова». Ни в одной другой песне нет такой свободы в проявлении себя и такого интонационного богатства. Вторая по жизненаполненности песня – «Икары».
Мертворожденное.
Это «Факел». Тут Бучч подвёл её вкус к игре в созвучия. В этой песне не прозвучало ни пламя любви, ни фак отвержения. Получился абсолютный нуль.
Генеральный месседж.
Я услышала общее послание альбома примерно так: я буду бороться за своё счастье как мужчина и любить эту жизнь как женщина.
А может, это мой собственный месседж. Тогда просто дарю.
Итого лучшее:
Героика – «Не бойся»
Лирика – «Небо над Москвой»
Боговдохновенное – «Пальчикова»
Веселие сердца – «Икары»
|