Автор сайта. пожелал остаться неизвестным:) "Проблема соотношения массовой и элитарной культуры в аспекте современной музыки и шоу-бизнеса"



Напишите мнение


Так получилось, что в России современную музыку делят совершенно четко на так называемую попсу (массовую музыку) и так называемый рок (элитарную). Рэп и всё прочее как-то стоит особняком, а основное противостояние происходит между названными направлениями.

Но может быть, кто-то не замечает, что на самом деле уже давно «рок» и «попса» перестали так резко разграничиваться. Рок-музыкантами сейчас называют себя все кому не лень, а слово «попса» приобрело уже настолько негативный оттенок, что многим исполнителям популярной музыки было бы обидно и оскорбительно услышать в свой адрес такое обозначение.

Хотелось бы теперь конкретизировать. Слово «rock» с английского языка переводится как «качать, колебать, трясти». Песня Майкла Джексона «You rocked my world» («Ты потрясла мой мир»), всемирно известная «We will rock you» группы «Queen» - в этих названиях глагол «rock» употреблен именно с тем смыслом, который имеется и у существительного «rock»/«рок» - то, что дает встряску, будоражит, раскачивает и т.д. – этот ряд можно продолжить. Когда рок-культура только зарождалась, это было что-то такое мощное, динамическое, полное силы и движения. В России «рок» то возносился на мыслимые и немыслимые вершины, то уходил в подполье. Времена изменились, и рок-музыки стало гораздо больше, она стала разнородной и разделилась на несколько потоков.

Одни всю «жизнь» так и находятся в андеграунде. Причиной этого может быть и непопулярность (низкая популярность) стиля группы, и простое отсутствие средств и продюсеров (например, я знаю группу «Институт пути», которая играет очень симпатичный «философский рок» и достойна того, чтобы крутиться хотя бы на «Нашем радио», но…). Другие, оставаясь яркими, своеобразными, жесткими и не очень, но не перетекая в попсу, в то же время собирают большие залы, известны и пользуются достаточным (если не всеобщим) уважением («DDT», «Агата Кристи», «Чиж и Ко»…). Зато третьи…

С появлением групп «Мумий Тролль», затем «Земфира», а в последние годы «Звери», «Uma2rman» и других появился в нашей музыке гибрид рокапопса, который можно назвать роком с натяжкой. Легкая мелодия и, казалось бы, незамысловатые, легко воспринимающиеся тексты песен помогают им (вкупе с деньгами продюсеров и какой-нибудь фишкой, изюминкой) пробиться к сердцам современных зрителей-слушателей. Но за простыми текстами часто вдумчивому поклоннику заметны глубокие чувства и мысли.

Всех переплюнули «Братья Грим». Тексты их песен настолько незамысловаты, что просто тошнит. Возможно, в них тоже есть глубокие мысли (что-то подобное я вычитала в журнале «Молоток» из их слов о композиции «Кустурица»), но зарыты они так глубоко, что и не откопаешь. Братья даже придумали, что у них есть свой оригинальный стиль «грим-рок» («GRIMROCK»). Но, например, «Наше радио» (радиостанция, на которой ставят русский рок) к этому «стилю» никакого интереса не проявило, зато визжащие девочки встречают каждое их появление. Увидев их «в жизни» (в передаче на «Муз-TV») – как они пьянствуют, называют себя «звездами», увидев, какие они несимпатичные (кстати, стало понятно, почему они «Братья Грим»), я получила полное отвращение к этим близнецам. А уж тем более после просмотра рекламы «Чупа-Чупс» с их участием. Я хочу сказать то, что лучший ценитель – Время, и сомневаюсь, что оно оставит в памяти людей этот «грим-рок».

Творчество «Братьев Грим» со спокойной душой, даже не колеблясь, можно назвать попсой. В нем есть все ее признаки: упор на внешность, быстрый взлет и бешеный успех у малодумающей части населения, не требующие осмысления тексты, не сильно отличающиеся друг от друга. Вообще о музыке в «попсе» редко идет речь, скорее о шоу-бизнесе. В романе А.Слаповского «Адаптатор» очень четок высказана и доказана мысль о том, что шоу-бизнес строится на скандалах, всяческих «изюминках»-примочках, возвышениях одних и падениях других: «Главный их продукт – не песни, не клипы, не концертные программы, шоу и т.д. и т.п., а – они сами. Чем больше интереса к персоне, чем больше вокруг шума, тем успешней сбыт и вторичного продукта, то есть песен, видео, шоу и т.п.». В этом свете понятно появление таких передач, как «Фабрика звезд», «Народный артист» и других. Основное значение в них придается формированию «звезд», пробиванию смазливых (с одной стороны) и выкобенивающихся (с другой) мальчиков и девочек. Несомненно, у многих из них есть и голос, и харизма, но это обычно отходит на второй план. В данных передачах демонстрируется не создание песен, не творческий процесс и порывы, а делается совершенно иное: ставятся танцы, молодых людей учат записывать фонограмму, выгоняются неудачники, «недостойные» (то есть с самого начала зарождается склонность к конкуренции). Зрительским успехом пользуются те, кто работает на камеру, а не тот, кто тихо сидит в сторонке и занимается делом. Шоу-бизнес показывается работой, а не творчеством. Безусловно, какая-то польза от этого есть, но развращающая сторона данных передач, на мой взгляд, сильнее, чем воспитывающая.

Что меня поражает в «попсе», так это самое минимальное внимание к музыке и к текстам. Мне кажется, авторы песен очень мало времени тратят на их написание (а потом еще за это деньги получают), без мук творчества и вдохновения. В общем, легко запоминающиеся (въедливые) слова и музыка – это всё, что нужно. Меня удивляет, насколько бывают похожими друг на друга песни, насколько часто повторяется одно и тоже, как будто в длинной занудной колыбельной. Да, чувства у людей одни и те же – любовь, ненависть, ревность, – но ведь об этом можно сказать совершенно по-разному! Оригинальность отсутствует напрочь. Успех «попсовиков» быстрый, но мимолетный.

Впрочем, как я уже говорила, «попса» «попсе» рознь. Есть исполнители, выделяющиеся на фоне однообразия и отличающиеся, помимо того, своим «долгоигранием». Я бы сказала, что это «рок» в «попсе», то, что ее движет, качает, встряхивает. Примерами таких исполнителей могут служить группы «Гости из будущего», «Hi-fi», «Дискотека Авария». У них присутствует свой стиль, своя манера осмысления жизни, в их песнях есть философия мысли. Любовь и всё, что имеет к ней отношение, очень образна и метафорична в их творчестве. До недавнего времени я была склонна причислять к ним и «ВИА Гра», но, увы, свое долгоиграние группа не доказала, поскольку их продюсер усилием пальца стер их как коллектив с лица России. И Украины.

Заканчивая разговор о «попсе», мне хотелось бы сказать, что кое-что «рокерам» (и тем, кто себя к ним причисляет) следует перенимать у «попсовиков», - это… как бы сказать…«изюмность» и «фишечность», что ли. Обычно они так и делают, но вот, например, я долго не могла запомнить, как выглядит солистка группы «Массква» (то есть я не могла идентифицировать ее по внешность, что говорит явно не в ее пользу, если она хочет стать известной), хотя почти единственная песня, которую я у них слышала («Седьмой этаж»), мне очень нравится. У артиста обязательно должна быть какая-то достопримечательность во внешнем виде или в поведении, а просто симпатичная мордашка и волосы до плеч никого не привлекут. Нужна оригинальность не только в творчестве, но и во внешности, поскольку мы живем в век зрительный.

В заключение же всей темы нужно заметить, что сейчас трудно определить, что считать роком, а что – попсой. По какому признаку можно отделить рок-музыку (традиционно считавшуюся элитарной) от массовой, популярной? То ли это использование живых инструментов (но в «попсе» такое тоже бывает), то ли самостоятельное написание песен певцами (аналогично), то ли более метафоричное, усложненное осмысление чувств и идей (а следовательно, более яркое и затрагивающее душу), то ли что-то еще… Что же касается массовости и элитарности, то, как мы видим, в современном обществе первая взяла верх, а последняя проявляется в так называемых «монстрах рок-н-ролла» (не слишком многочисленных – «Аквариум», «Агата Кристи», «DDT», «Машина времени» и др.), некоторых самодостаточных рок-исполнителях («Ночные снайперы», «Танцы минус», «Земфира», «Би-2»…) и в многочисленных подпольных и просто неизвестных рок-группах (среди которых, конечно, и хлам встречается), тоже пока не потерявшие независимость и довольствующиеся не материальной выгодой, а идеей, творчеством.



Hosted by uCoz