Форма
1)Чередование куплетов и припевов
а) К-П-К-П и т.д. (Гости из будущего: «Метко»; Високосный год: «Метро»
б) К-П-К-П (разные припевы) (Земфира: «Хочешь?»; Butch: «Мания»
в) К-П-К-П-К (Земфира: «Мачо»)
г) К-К-К и т.д. (Ночные снайперы: «Ты дарила мне розы»; Butch: «Утренний свет»)
д) К-К-К… (один и тот же) (Дельфин: «Весна»)
е) П-К-П-К-П
2)Рифмовка
Я по асфальту шагаю a
С тем, кого сберечь не смогу, b
До остановки трамвая, a перекрестная
Звенящего на бегу b
(Ночные снайперы: «Асфальт»)
Февральский ветер стучится в твой дом, a
В доме, где мы остались вдвоем a
За чашкой какао в дыму сигарет b смежная
С извечным вопросом: да или нет? b
(С. Сурганова и Оркестр: «Февральский ветер»)
Здравствуй, убийство мое, a
Я умираю давно, и час мой близок, b
Мой потолок еще вчера был слишком низок, b
Чтоб распахнуть окно, a кольцевая (опоясывающая)
Чтобы вдохнуть аромат c
Цветов и трав, лета, солнечного света – d
Всего того, за счет чего живет планета. d
Здравствуй, тебе я очень рад. c
(Найк Борзов «Ради любви»)
3)Рифма
Точная
Неточная (Сурганова и Оркестр «Апрельская»: День прожить, тебя не видеть –
Словно чашу яда выпить)
Богатая
Бедная (Руки вверх «18 мне уже»: И целуй меня везде,
Я ведь взрослая уже)
Холостая (С. Сурганова и Оркестр «Не тобой болеет сердце»: Я укрою поцелуи
Серой ниточкой дождя a
День не кончен, день не начат,
Если рядом нет тебя a)
Неоконченная (Butch «Ленивый лень»: Воздух медленный такой
У меня внутри покой
Раствориться в полусне –
Это все, что нужно {возможно окончание «мне»}
………………………………………
Прыгнуть следом за тобой,
Чтобы скрыло с головой.
И залечь на дно вдвоем,
Не заботясь {возможно окончание «ни о чем»})
4)Размер
а) Тоника
И может быть, ты не стала звездой в Голливуде, 3-2-2-2
Не выходишь на подиум в нижнем белье, 2-2-2-2
У тебя не берут автографы люди, 2-2-1-2
И поешь ты чуть тише, чем Монсеррат Кобалье. 2-2-4-2
Ну так и я, слава богу, не Рики не Мартин, 3-2-2-2 Количество безударных слогов перед ударным (варьируется)
Не выдвигался на «Оскар», французам не забивал, 3-2-4-2
Моим именем не назван город на карте, 2-2-2-2
Но задернуты шторы и разложен диван. 2-2-2-2
(Сплин «Мое сердце»)
б) Силлабо-тоника
В газетах писали, что ты идиотка. -/--/--/--/-
Во всём виновата проклятая водка. -/--/--/--/-
Ругаешься матом и песен не пишешь, -/--/--/--/- четырехстопный амфибрахий
Тебя окружают не люди, а мыши. -/--/--/--/-
(Ночные снайперы «Асфальт»)
Мы стали друг о друге светло и нежно думать -/-/-/-|-/-/-/-
Рассеялись обиды все, как, впрочем, и мечты -/-/-/-/-/-/-/ семистопный ямб с пиррихием
Мы стали друг для друга чуть больше, чем чужие -/-/-/-|-/-/-/- шестистопный ямб с переходом в середине стиха
И кто тебе сказал, что это повод для вражды -/-/-/-/-/-/-/
(С. Сурганова и Оркестр «Друг для друга»)
И на окна толстый плед, /-/-/-/
Чтобы приглушало свет. /-/-/-/
Ненавязчиво, любя, /-/-/-/ четырехстопный хорей с пиррихием
В кресле утопить тебя. /-/-/-/
(Butch «Ленивый день»)
Я по асфальту шагаю /--/--/-
С тем, кого сберечь не смогу, /-/-/--/
До остановки трамвая, /--/--/- Посчитаем, что дольник (хорео-дактилический), а вообще размер в песнях – понятие условное
Звенящего на бегу -/--/-/ (здесь скользящая анакруза – кол-во безударных слогов перед первым ударным слогом варьируется)
(Ночные снайперы «Асфальт»)
Я боялся казаться напуганным, --/--/--/--
Я боялся казаться зажатым, --/--/--/- ужас какой-то, короче, сначала трехстопный анапест,
Я боялся, что никогда не стану --/--/-/-/- потом ямбо-анапестический дольник чуть ли не с пир-
Тем, кем мог быть когда-то. --/--/- рихием, потом двухстопный анапест. Больше похоже на тонику, честно слово…
(Смысловые галлюцинации «Утро»)
в) Силлабика
5)Строфика
Шестистишие
а) Мое сердце далеко, a
На прицеле у нее, a
Мое сердце у тебя. b
Я за спинами людей c
За тобой крадусь везде. c
Если хочешь – расстреляй. b
(Butch «Мания»)
б) Кто кого из нас подставил a
Кто-то первый предложил b
Неназойливую дружбу. c
Крики, слёзы против правил, a
Все движения души – b
Их показывать не нужно. c
(Butch «Стерва»)
Четверостишие
Желтый сочный утренний свет a
С улыбкою в глазах b
Ты найдешь меня на траве, a
Я умер час назад. b
(Butch «Утренний свет»)
6) Форма как таковая
а) Обращение к одному человеку
б) -//-//-//-//-//-// к двум людям (Руки вверх: «Студент»; Дискотека Авария: «Ты кинула»)
в) От лица разных людей (Ногу свело: «Лилипутская любовь»; Земфира: «Снег»)
в) Письмо (Руки вверх: «Письмо»; Гындул мыцей: «Письмо»; А. Гоман: «Русский парень»)
г) Обращение к неживому, к месту (Земфира: «До свиданья»; []: «Камчатка»; Би-2: «Прощай, Берлин»; Браво: «Город»; В. Бутусов: «Гуд бай, Америка»)

Главная Страница
Hosted by uCoz